SUPERMARKET “PARUS” – SUN-DIAL GREEN PUBLIC HOUSE DESIGN - СУПЕРМАРКЕТ "ПАРУС"

SE view

Russian Far East one of the first public building partly using Green design methods. About 3500 sq. meters shopping area

landscape design

Architect: Ph.D. Pavel A. Kazantsev (author of green design idea) Engineer: Tatyana O. Slusareva (frame construction, Argus-Art.Co)

PARUS WIND-SOLAR SCHEME

SUPERMARKET “PARUS” (09.05.2005 was open for first visitors) is one of the first example of energy-efficiency ecology design in Vladivostok. There are: natural ventilation of atrium space; sun tempering design; west facing sun shading window; energy-efficient LOW-E glazing; bioclimatic landscape design of surrounding territory. The main forms of building use Sun Dial composition idea for 43 degrees of northern latitude. For author disappointed not all green ideas were realized during building process.

Pavel A. Kazantsev ® 28.02.2007

Author's note: Проектируя здание супермаркета "ПАРУС" я пытался использовать принципы "пассивной" экологической архитектуры, добиваясь энергосберегающего эффекта и комфортного микроклимата для посетителей при минимуме используемого инженерного оборудования - т.е. минимуме загрязнения окружающей среды выбросами тепла и CO2. Проект много потерял, когда отказались от двухуровневой парковки с зеленым буфером и вырубили угловой сквер.Белый керамогранит полов взамен проектного темного циферблата солнечных часов слепит глаза отраженным солнцем. Бетонное перекрытие под ним остается холодным, хотя должно было накапливать тепло. Убрана летняя солнцезащита фонарей, а естественная вентиляция сокращена в 3 раза! Хотя без скверов нет притока свежего воздуха .

Sustainable design, Solar architecture, Sun-dial design, Shopping center green design, Bioclimatic landscape design; Vladivostok, Russia, 2005

СОЛНЕЧНАЯ ИДЕЯ СУПЕРМАРКЕТА «ПАРУС»

Солнечная – сберегающая тепловой комфорт и защищающая от ветра биоклиматическая архитектура – основа ресурсосберегающей или экологической архитектуры (Green design, Sustainable design). Архитектуры, ориентированной на использование возобновляемых ресурсов и безотходных технологий при производстве строительных материалов, строительстве, эксплуатации и последующей утилизации зданий и сооружений.

Солнечная архитектура – основа популярной сегодня экологической или ресурсосберегающей архитектуры – это не изобретение 21 века. В древней китайской практике Фен-Шуй и у жившего в 1 в. до н.э. римского архитектора Витрувия, мы находим прямые указания по сбережению солнечного тепла и защите зданий от холодных ветров. Но только с появлением каркасных конструкций и стекла стало возможным эффективно использовать парниковый эффект. Стеклянные купола и аркады современных торговых центров – это не дань моде на хай-тэк, а трезвый расчет - экономия на искусственном освещении и отоплении здания. К тому же динамика солнечного света в течение дня способствует импульсивной покупке – и товарооборот супермаркетов с естественным освещением повышается на 10 – 20%.

ИСХОДНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЗАМЫСЕЛ

В основе композиции третьего реализованного варианта веер циферблата солнечных часов. Вдоль полуденной оси (гномона) которых вытянут главный молл («городская улица»). Вытянут от «плазы» (городской площади) под пирамидой к северному атриуму. Южный фонарь – «ось равноденствия» - направляет посетителей вдоль мола второго этажа. Основание веера-циферблата раскрывалось по проекту на диагональную аллею утраченного в настоящее время сквера. Диагональный разворот мола позволил раскрыть существовавший вход в подвал – по проекту пивной ресторан. Молл-гномон, как и весь циферблат часов определяли по замыслу рисунок пола 1 этажа. Но и в реализованном варианте тень диагонального козырька на западном фасаде отмечает наступление солнечного (истинного, а не декретного) полдня во Владивостоке. Если автор не ошибается, это первый в городе, пусть реализованный в 2005 году в усеченном варианте, проект здания - солнечных часов

ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПАРУСА ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ?

Сама концепция объемно-планировочного решения учитывала ориентацию участка по сторонам горизонта. Главная и малая пирамиды должны были обеспечивать регулируемое сквозное проветривание при любом ветре, обеспечивая эффект «вертикальной тяги» теплого воздуха – подобно эффекту вертикальной тяги аэрационных куполов, характерных для восточной архитектуры. «Горб» кровли за главной пирамидой дополнительно запроектирован для естественной вентиляции внутреннего пространства летом при северном ветре (солнечная жаркая погода в городе). Свежий воздух должен был поступать через проемы 1 этажа южного фасада, со стороны сквера.

В архитектуре комплекса использованы традиционные приемы «пассивной» солнечной архитектуры. Так, южный фонарь верхнего света вытянут вдоль меридиана, с востока на запад, что обеспечивает беспрепятственный солнечный прогрев в течение дня. Главная пирамида раскрыта на солнечные стороны горизонта, северная грань наполовину глухая (по проекту полностью «глухая», отражающая солнечные лучи вниз: вертикальный столб света должен был дополнительно акцентировать «плазу» супермаркета). Все фонари выполнены по проекту с теплоотражающей пленкой, снижающей на 70% потери тепла лучистой энергии. Для Владивостока юго-западный и западный сектора горизонта дают избыток солнечного тепла летом. Поэтому западный фасад вдоль проспекта Столетия лишен больших витражей. Не реализована внутренняя солнцезащита фонарей верхнего света и пирамиды в виде горизонтальных регулируемых жалюзи, что ведет к дополнительным затратам электричества на кондиционирование летом.

Биоклиматическая архитектура – это в первую очередь энергосберегающий дизайн архитектурной формы и возобновляемая энергия для отопления и охлаждения внутренних пространств. Иначе говоря – это в первую очередь снижение выбросов СО2 и тепла в атмосферу – основа сохранения экологически чистой окружающей среды.

Именно поэтому «Парус» следует считать одним из первых на Дальнем Востоке и в Приморье, реализованного в 2005 году, примеров экологического дизайна крупного общественного здания.

КАКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ПРИМОРЬЕ, ЕСТЬ ЛИ ОНИ?

Совместно с «Лабораторией нетрадиционной энергетики» ИПМТ ДВО РАН я сейчас заканчиваю проект индивидуального жилого дома – базового для серии зданий, в архитектуре объема и ландшафте участка которых использован весь комплекс приемов пассивной и активной солнечной архитектуры. В наиболее холодную пятидневку (при –25С) солнечная система здания обеспечивает примерно 60% покрытия затрат на отопление и 100% горячего водоснабжения. Как мы ожидаем, при более мягких погодах первой половины декабря и конца февраля до 100% потребностей в тепле. Сейчас на энергоэффективную архитектуру "ЭКОДОМА SOLAR-5" оформлен патент

Приморье – уникальный регион, в силу особенностей муссонного климата буквально утопающий зимой в «бесплатном» солнечном тепле. Достаточно сказать, что по наблюдениям пионеров Солнечной архитектуры в регионе – Николая Степановича Рябова и Андрея Аврамовича Цвида – черная бетонная стена на солнце в морозную погоду нагревается до +35С. Абсолютный максимум приведенной солнечной облученности широтного здания на юге Приморья в феврале в 1,5 раза выше, чем для такого же здания в Ташкенте в июне. На «бытовом» уровне возможности уникальных гелиоресуров Приморья осознает и использует значительная часть населения края. Достаточно взглянуть на любителей подледного лова – никому из них не приходит в голову сесть спиной к солнцу, а лицом к ветру. Сочетание Крымской широты с Колымской долготой в южном Приморье (смотри пятна дискомфорта на биоклиматической карте Владивостока – позже подобные карты выполнены для всех островов залива Петра Великого и г.Находки) только усиливает эффект от «солнечных» градостроительных приемов.

ОБ ИНТЕРЬЕРЕ

Архитектура и интерьер здания – это две стороны одной медали. Фасады, кровля – это всего лишь мембрана между внешним городским пространством и интерьером. Постулат недилимости внешнего и внутреннего пространства был положен в формирование образа интерьеров. Архитектура интерьеров – лестницы, атриумы, фонари, молы - рождалась совместно с архитектурой здания. Цвет и материал интерьеров, изменение архитектуры входа в Пивной ресторан и Северного атриума,– уже не авторская разработка.

О СКВЕРАХ

Утрата зеленого пространства перед зданием с юга и со стороны Столетия – главная неудача проекта, убившая первоначальный замысел. Ведь город для жителя - по большому счету это то, что между домами. Как организовано это пространство – таков и город. Здание проектировалось на раскрытие со стороны Постышева – как яркий акцент, привлекающий выезжающих из города после работы автомобилистов, так и пешеходов направляющихся через сквер от остановки и комплекса «Максим». Сквер со стороны шумного и ветреного проспекта Столетия проектировался как зеленый буфер с размещением в нем площадок – солнечных раковин, развернутых спиной к транспорту и открытых на солнце. О том, каким бы мог быть комплекс в целом теперь можно судить только по эскизам.(картинка ниже - это второй одобренный заказчиком вариант)

Ps. Использован первоначальный текст интервью автора для журнала АРХДИЗАЙН – ныне DESIGN-MIX - «Парус дышит светом» за май 2006 г., из которого, в процессе долгих дискуссий, редакцией был убран весь «негатив». Директор проектной фирмы ARGUS-ART – генпроектировщика ПАРУСа – за более чем пять лет сотрудничества с автором все-таки понял, что солнечная архитектура – перспективная тема.... Издатель DESIGN-MIX, развернул ныне широко рекламируемый проект ЭКОДОМ -DESIGN-MIX только после подготовленных автором сайта для журнала публикаций: обзора "Что такое экоархитектура", статей японских архитекторов Хироши Хара и Казухиро Коджима, испанского Джин Тайра и мексиканского Мартина Тайгла, фотографии Хироши Хара в его мастерской.... Работу автора по формированию курса "Экологической архитектуры и дизайна" в АрхИД ДВГТУ поддержали архитекторы Японии: Хироши Хара, Тойо Ито, Казухиро Кодзима.... передав в 2007 г. АрхИД ДВГТУ библиотеку в 3300 единиц хранения по архитектуре и дизайну (координатор с японской стороны - Мартин Гоместайгл, Др. архитектуры и Др. Хирано Томоко) - смотри: http://www.vladnews.ru/2247/Bez_politiki/Ot_japonskih_arkhitektorov_primorskim Фото ПАРУСА с юго-запада – Виталий Соснин, журнал Архдизайн, интерьеры – фото автора сайта, 3D - Елена Алексеенко. При разработке карты районирования Владивостока по годовому ходу ветрового и инсоляционного режима использованы данные, предоставленные автору А.А.Цвидом. Авторские права Казанцева П.А. на ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ ЗДАНИЕ «ЭКОДОМ SOLAR-5», в части энергоэффективной архитектурной формы, фасадов, планировочных решений, защищены патентом Российской Федерации на изобретение. Проектирование систем солнечного отопления и энергоэффективных (солнечных) жилых и общественных зданий:Владивосток, ООО НПЦ ЭНВИЭН: тел. 432-587, с. 587-224, Павел Казанцев, pal-antvlad@yandex.ru

Архитектура жилых комплексов, ландшафтный дизайн и оценка климата Владивостока и о.Русский (в рамках разработки Генплана) - автор сайта

All right reserved: Pavel A. Kazantsev ®2005 - 28.02.2008

Hosted by uCoz
.