ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В КУРСЕ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ : (ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРНОМ ВУЗЕ)
Архитектурное образование, экологическое образование; специальности: «Архитектура» 290001, «Дизайн архитектурной среды» 290002; учебный курс экологического дизайна; АрхИД ДВГТУ, кафедра «Дизайна», Владивосток.
на главную http://www.pal-antvladiv.newmail.ru.
text from «ArchIdea» conference
С 1999 года в Архитектурном институте ДВГТУ тема экологической архитектуры, рассматриваемая в лекциях по архитектурной физике, нашла свое продолжение в курсовых проектах студентов 3-6 курса специальности «ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ». Последовательно, начиная с отдельных экспериментальных заданий, последние шесть лет формируется цельный теоретико-практический учебный курс «Экологической архитектуры». Помимо сложившегося лекционного курса сегодня уже можно говорить о завершении разработки системы проектных заданий для студентов старших курсов – в целом пяти учебных «шагов» от изучения теоретических основ «зеленой» архитектуры к дипломному проекту.
A0 size
SB 05 SS 2005 MOST FAVOURITE POSTER AWARD
Курс начинается с 9 лекций, прежде всего рассматривающих принципы биоклиматической архитектуры – как основы ресурсосберегающей или экологической архитектуры*. Курс читается на примере климатических условий юга Российского Дальнего Востока: холодная, солнечная, ветреная и сухая зима; влажная, ветреная и прохладная весна – до июля; влажное, душное и дождливое лето с сильными ветрами при тайфунах. Базовые разделы курса: Архитектурный анализ климатических условий; Основы архитектурно-строительной аэродинамики; Энергоактивный дизайн и солнечная архитектура; Традиционная архитектура климатических зон (примеры).
Первое обязательное задание, выполняемое на практических занятиях по завершении лекционного курса – проектирование простой архитектурной формы, регулирующей ветровой и инсоляционный режим на открытом участке. Например – «Ветрозащитного навеса-солярия» для группы из 10-12 малышей на территории детского сада (3 курс, весенний семестр). Цель задания – показать студенту прямую зависимость формируемых микроклиматических условий от принятых геометрических параметров архитектурного объекта. Изменяя архитектурную форму, мы изменяем силу ветра и его направление, можем концентрировать или рассеивать прямые солнечные лучи, меняя тем самым микроклимат пространства для жизнедеятельности человека. Именно это я считаю особенно важным дать почувствовать студенту на первом практическом задании, выбирая для него как можно более простое по функции сооружение. Семестром ранее в группах, где преподает автор статьи, студенты по желанию при проектировании общественного центра поселка учитывают возможность прямого солнечного обогрева – Direct Gain. И особенности проектирования атриумных зданий с солнечным отоплением и естественной вентиляцией в рамках КП «ШКОЛА» (4 курс, осенний семестр).
* Солнечная – сберегающая тепловой комфорт и защищающая от ветра биоклиматическая архитектура – основа ресурсосберегающей или экологической архитектуры (Green design, Sustainable design). Архитектуры, ориентированной на использование возобновляемых ресурсов и безотходных технологий при производстве строительных материалов, строительстве, эксплуатации и последующей утилизации зданий и сооружений. ).
Вторым обязательным для всех студентов группы заданием является проект жилого малоэтажного дома с пассивным солнечным отоплением (Direct Gain, Indirect Gain, Isolated Gain) и водяными коллекторами солнечного отопления и горячего водоснабжения (4 курс, весенний семестр). Объем проектного задания на семестр – эскизный проект реконструкции жилого 3-5 этажного дома с разработкой архитектуры и интерьеров «Солнечной мансарды». Студенты выполняют эскизный расчет и проектирование пассивных и активных солнечных систем: термальных массивов и коллекторов для широты г. Владивостока. В качестве консультантов привлекаются сотрудники Лаборатории нетрадиционной энергетики ИПМТ ДВО РАН. Курсовые проекты «Солнечной мансарды» и «Террасного жилого комплекса с солнечным отоплением» Натальи Никитюк и Екатерины Гореловой были отобраны Германской стороной и демонстрировались на одной из ведущих мировых выставок по Ресурсосберегающим технологиям в архитектуре и строительстве - RENEXPO®2005.
КП Пляж-солярий, Семеновский ковш, Владивосток, макет, view from SW; пробное задание для студентов 4 курса в 2001 г.
model by Irina Nogovitsina
С 2005 года на 5 курсе в осеннем семестре тему экологической архитектуры продолжает обязательный проект «Экологической башни» - высотного административного здания в центральной части города. Именно в рамках данного курсового проекта студенты выходят за рамки решения задач только биоклиматической архитектуры, изучая и реализуя цельную концепцию «Экологического небоскреба» всемирно известного архитектора Кэна Янга для природно-климатических и ландшафтных условий Владивостока. Это задание является ключевым при переходе от учебного проектирования биоклиматических к проектированию экологических структур в полном понимании этого слова (пока правда не затрагивая тему экологических конструктивных стройматериалов – задание на эту тему в процессе проработки: strawbale). В осеннем семестре 2005 года студентам 5 курса гр. А-9921, при содействии докторанта Токийского университета Мартина Гоместайгла, представилась уникальная возможность в рамках недельного мастеркласса выполнить эскизы «Экологического небоскреба» для крупных городов мира, расположенных в контрастных климатических зонах: Токио, Мехико; Санто-Доминго; Сидней и Тусон (Аризона).
КП «Экотауэр» Гореловой Екатерины: 3 место II Молодежного конкурса иновационных проектов ДВФО, 2007
аналитические схемы
Признав бионическую архитектуру как важную частью экологического «мэйн стрима», в процессе учебного проектирования необходимо уделить внимание изучению взаимосвязей бионических и биоклиматических форм. Поэтому альтернативным «зеленым» заданием в весеннем семестре студентов 5 года обучения был «бионический» конкурсный проект «Музея природы» для Калифорнии, Ирвин.
diploma project
LAND OF GINSENG ECOLOGY TOURISM CENTER DESIGN FOR LAZO PRESERVE BY EKATERINA LEHJNENKO
Наиболее яркие дипломные работы экологической тематики: «Дизайн-концепция архитектурного имплантанта» Ю. Коркиной, 2001 год; «Дизайн-концепция реконструкции Ботанического сада ДВО РАН» А. Вагнер и Е.Даниловой, 2003 год; «Полифункциональный центр экологического дизайна» Т. Белоусовой, «Центр экологического туризма Лазовского заповедника «Страна женьшеня» Е. Лежненко; «Ландшафтно-этнографический комплекс МОХЭ» Н. Галаниной.
По завершении теоретического курса экологические проекты выполнялись студентами факультета Дизайна выпусков: - 2001 года (проект индивидуального жилого Солнечного дома и диплом); - 2003 года (детская площадка, курсовой проект пляжа-солярия и диплом); - 2005 и будущим выпуском 2007 года: проекты детской площадки, Солнечной мансарды или Жилого комплекса, «Экологической башни» (выпуск 2005 г. - пробный курсовой проект центра Ландшафтного дизайна) - и дипломный проект. В последних двух выпусках активный интерес к экологическим проектам проявляют 10-12 человек из группы в 25 студентов. Их обучение целесообразно продолжать в рамках магистратуры, используя не только потенциал Владивостокской Архитектурной школы, но и научно-производственную базу Дальневосточного отделения ДВО РАН. "
автор благодарен REECO® за неоценимое содействие в презентации проектов
AUGSBURG 2006
Основные положения курса докладывались на 3 Всемирном конгрессе по экологическому образованию (3WEEC, Torino, 2005 г.; стендовый доклад, публикация), в рамках The World Sustainable Building Conference, Tokyo, 2005 (стендовый доклад в рамках основной сессии, презентация в рамках студенческой сессии конференции, публикация, диплом студенческой сессии), а также на научной конференции XIV Международного смотра-конкурса дипломных проектов архитектурных школ в Томске*, сентябрь 2005 г. В 2006 году, в сентябре прошла развернутая презентация проектов и учебного курса (12 курсовых и дипломных работ) в Германии на выставке RENEXPO 2006, в рамках европейского мастеркласса SOLAR HOUSING IN EUROPE, и ежегодной школы Московского Государственного Университета «Возобновляемые источники энергии». 2007 г. - на конференции стран ЕС "Архитектурное образование: экологические программы - Теория, Методики, Лучшая практика", Австрия: плакат и публикация "Nature as starting point of students fantasy". Участвовали университеты Австрии (8), Словакии, Словении (2), Германии (3), Италии (3), Великобритании, Австралии (2), США (4), Польши, Норвегии, Израиля, Индии (3), Мексики, Ирана, Уганды, России (1). КП "Ecotower" - многоэтажное энергоэффективное здание - (5 курс) прошел апробацию в рамках 2 конкурса молодежных инноваций ДВФО: Екатерина Мовчан, диплом за 3 место. Участвовали студенты, аспиранты и молодые ученые ДВО РАН и Вузов Дальнего Востока. В перечисленных международных конференциях Вузы России представлял только АрхИД ДВГТУ. Работу по формированию экологического курса в АрхИД ДВГТУ поддержали архитекторы Японии: Хироши Хара, Тойо Ито, Казухиро Кодзима.... передав в 2007 г. АрхИД ДВГТУ библиотеку в 3300 единиц хранения по архитектуре и дизайну (координатор с японской стороны - Мартин Гоместайгл, др. архитектуры): http://www.vladnews.ru/2247/Bez_politiki/Ot_japonskih_arkhitektorov_primorskim
Работа по формированию курса в течение уже почти 8 лет может быть оценена как частная инициатива преподавателя, автора сайта. Попытки создать в АрхИД ДВГТУ с 2005 года мастерскую экологической архитектуры и дизайна отклика руководства не нашли, как и вся работа в целом, приносящая больше проблем ее инициатору, чем каких-либо "бонусов" на уровне АрхИД. А началось все еще 12 лет назад Николай Музыченко и Максим Гончаров спроектировали Солнечные дома под руководством автора на 3 курсе - в 1995 г. Дипломные проекты студентов выпуска 2007: Солнечный мост через Амурский залив - смотри: http://vladnews.ru/2193/Novosti_sobytija/Solnechnyj_most_cherez_Amurskij_zaliv_ili_Gorizontalnyj_neboskreb_ot_budushhih_arkhitektorov_Vladivostoka
Павел А.Казанцев, кандидат архитектуры, доцент, и.о.профессора кафедры «Дизайна», член Союза архитекторов России; Институт Архитектуры, Искусств и Дизайна АрхИД ДВГТУ, Владивосток. Автор сообщения предлагает Архитектурным школам и преподавателям Архитектурных Вузов, интересующихся проблемами экологической архитектуры и дизайна, сотрудничество и содействие в формировании образовательных программ.
http://www.pal-antvlad@yandex.ru
иллюстрации: http://www.pal-antvladiv.newmail.ru/vladarchiclimat.html - солнечные дома; http://www.pal-antvladiv.newmail.ru/vladdiplomclimat.html - дипломные проекты 2001-03 гг.; http://www.pal-antvlad.narod.ru/GREENKATALOG0506.htm - проекты выпуска 2007 г.
* Проект Натальи Галаниной «Ландшафтно-этнографический комплекс МОХЭ» - Диплом 1 степени смотра-конкурса - Томск, Диплом Союза дизайнеров России, Диплом института «Сибспецпроектреставрация» за бережное отношение к культуре коренных народов; Грамота Губернатора Приморского края. Проект Татьяны Белоусовой «Полифункциональный центр экологического дизайна» - Диплом 1 степени смотра-конкурса - Томск; Диплом 1 степени ДВ отделения Союза архитекторов России, Хабаровск; Диплом Приморского отделения Союза архитекторов России, Владивосток. Проект Екатерины Лежненко «Страна ЖЕНЬ-ШЕНЯ» - Диплом 1 степени Всероссийского смотра-конкурса выпускных работ специальности ДАС - Владивосток; Диплом 1 степени Приморского отделения Союза архитекторов России, Владивосток.
All right reserved: Pavel A. Kazantsev ® 1999 - 28.08.2008